Когда никарагуанская полиция остановила роскошный внедорожник бизнесмена Хосе Адана Агуэрри, он подумал, что это обычная проверка документов.
Однако после того как группа молодых людей просилась на машину и стала ее громить, а стражи правопорядка сделали вид, что не замечают этого, Агуэрри уже точно решил для себя, что за нападением стоит президент Никарагуа Даниэль Ортега.
«Это было послание частному сектору», — сказал предприниматель, лидер самой влиятельной бизнес-ассоциации Никарагуа, Совета по частному предпринимательству (COSEP).
Правительство и полиция не ответили на запросы прокомментировать нападение на бизнесмена.
Сегодня в Никарагуа уже ясно всем, что многолетний альянс между президентом Даниэлем Ортегой, бывшим марксистским партизаном, и самыми влиятельными капиталистами страны распался. Все изменил 2018 год, когда власти с особой жестокостью подавили антиправительственные протесты в стране, в результате чего погибло около 325 человек, а более 2000 получили ранения различной степени тяжести. Еще 600 человек заключили в тюрьму. Теперь бизнес-элита Никарагуа пытается всеми силами свергнуть Ортегу.

Среди высокопоставленных противников Ортеги — около десятка самых богатых семей страны, известных как группа «Grandiosa capital».
В местных СМИ проходит информация, что если президент не прислушается к призывам своих оппонентов уйти в отставку, то на следующих выборах бизнесмены начнут финансировать кандидатов от оппозиции, что, по некоторым оценкам, может стоить от 20 до 25 миллионов долларов США.

«Деньги начнут течь. Нет никаких сомнений», — сказал журналистам один бизнесмен из богатой столичной семьи.
В свою очередь Ортега, президентский срок, которого заканчивается в январе 2022 года, высмеял своих противников и назвал заговорщиками и террористами. Тем не менее, волнения в других частях Латинской Америки, включая свержение в этом месяце президента Боливии Эво Моралеса, левого союзника Ортеги, усилили и напряженность в самой Никарагуа.
Кроме того, это противостояние уже отразилось и на финансовом благополучии страны. Так, в прошлом году экономика Никарагуа сократилась на 3,8%, а 2019 ожидается падение еще на 5%, согласно прогнозу Всемирного банка.
Пять никарагуанских магнатов, в том числе миллиардер Карлос Пеллас, владелец конгломерата Grupo Pellas, в начале этого года провели частные встречи с Ортегой. Они призвали правительство начать переговоры с Гражданским альянсом, коалицией, в которую входят студенты, фермеры и группы гражданского общества, а также COSEP.
Но эти обсуждения, ни к чему не привели, после COSEP заявил, что больше не ведет переговоров с правительством.
Теперь бизнесу нужно объединиться и выдвинуть единого кандидата от оппозиции, который сможет победить Ортегу. Но проблема состоит в том, что любой кандидат, которого посчитают выдвиженцем от олигархов, скорее всего, не возьмет голосов бедной прослойки населения, которая составляет основную часть электората.
«Бедные в Никарагуа никогда особо не поддерживали капиталистов и относилисятся к ним с подозрением», — заявил журналист одного из местных изданий.
Поэтому остается только гадать, что ждет Никарагуа в эти два года, или мирный переход власти или опять протесты и жертвы.